Воскресная школа в лицах - Казанцева Ксения Борисовна

Мы с радостью представляем вам сегодня Казанцеву Ксению Борисовну - преподавателя средних и старших групп ребят нашей Воскресной школы.

Ксения Борисовна одна из немногих педагогов, которая стоит у истоков формирования Воскресной школы от самого ее создания.
Ее большой преподавательский опыт в стенах воскрески от помощницы до зам.директора плюс личностные качества, такие как ответственность, самоотдача, уважение, внимательность, справедливость, подарили нам удивительного человека и педагога!
Сейчас Ксения Борисовна поистине правая рука нашего директора (а на данный момент, по причине декретного отпуска матушки Аллы, еще и исполняющая обязанности директора). 
Отзывчивый, чуткий, радушный человек. Всем нам знакомый и всеми любимый. Через чьи добрые руки и сердце прошли уже сотни воспитанников Воскресной школы.

?Будем знакомы:
Ксения Борисовна Казанцева
?Должность:
Зам. директора (на данный момент ИО директора), преподаватель детской Воскресной школы во им. св. равноап. вел. кн. Владимира храма Михаила Архангела и чуда его в Хонех г.Красноярска

Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, методист

?Образование:
Высшее педагогическое (учитель истории, педагог-психолог. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)
Диплом Школы искусств №12 по специальности «Фортепиано».

- Ксения Борисовна, расскажите, какие предметы Вы ведете в Воскресной школе?

"Мои предметы - Церковнославянский язык, Ветхий Завет; ранее - Основы христианской нравственности, Основы православного вероучения, История Церкви. Все предметы помогают нам узнать о Боге, православной вере, подвиге святых, понять в чем смысл и цель жизни христианина, научиться понимать язык православного богослужения"

- А с чего всё начиналось? Как Вы пришли в Воскресную школу? Как начали преподавать?

"Сначала конечно был приход в хор нашего храма. Настоятелем храма был в то время о. Олимпий (Богинский), который вместе с матушкой Татьяной заботились и о созданной при храме воскресной школе. На тот момент, дети занимались в нижнем храме, в библиотеке, в верхнем храме. О. Олимпий сам вел уроки, школа было порядка 40 ребятишек. Готовили, как и сейчас для прихожан детские выступления на Рождество и Пасху, ходили в Ветеран с поздравлениями, кстати, именно с тех времен те самые красивые белые платья и красные сарафаны, которые иногда используются сейчас в театральных постановках. Поскольку, хор был где-то рядом со школой, то стала помогать, где-то за детьми посмотреть, помочь рассадить на урок, помогала одеться на прогулку, конечно, это сложно назвать преподаванием, но таким добровольным помощником была. После смены настоятеля, школу возглавила тогда регент, и как-то не спрашивая, просто назначила на уроки со словами: «Получится, я знаю». Вот с этого момента и начались первые самостоятельные уроки"

- Помните ли Вы свой первый урок? Какой он был? Какое первое впечатление и чувства особо Вам запомнились? 

"Первый урок, первое впечатление вообще не помню. Но помню предметы – Закон Божий, История Церкви. Надо сказать, что на тот момент благодаря университету, уже самостоятельно вела уроки с 4 курса, с конца пятого работала в школе, и сразу после окончания университета стала работать в одном из лицеев г. Красноярска полный день учителем истории и обществознания. Поэтому каких-то трудностей и особых чувств, что это первые уроки и как их проводить не было"

- Что было потом? Что менялось? 

"Время смены настоятелей (о. Павел Богинский, о. Геннадий Фаст, о. Василий Желянин) честно говоря, было трудным для школы, не было помощи, помещения, трудно решался вопрос о времени занятий (совпадали с крещением, поскольку занятия проходили в нижнем храме), дети уходили из школы, часть детей ушла вслед за регентом, в состав вновь набранного детского хора «София». Количество детей сократилось до 20. Фактически было только три преподавателя – наша дорогая Нина Дмитриевна, вела и уроки, и была воспитателем, Марина Витальевна вела уроки пения, и рукоделие (она же мастерица – шьет, рисует, вышивает и т.д.). Большая помощь была и от родителей, спасибо им всем, и нашему верному другу - Ольге Викторовне Чупровой. А потом Господь услышал наши молитвы и послал нам на помощь о. Александра и м. Аллу. И сегодня у нас замечательная школа!"

- Кто сейчас Ваши ученики? Отличаются ли они от самых первых ребят? 

"В этом учебном году веду уроки у групп «Свеча» и «Колокол» - это интересующиеся, живые, любознательные, способные ребята. Радует, что наши уроки – это почти всегда диалог. Каждый ребенок индивидуален. И это конечно надо всегда учитывать. Общее правило – уважительное отношение к каждому ученику, внимание, насколько это возможно - индивидуальный подход – самый простой пример: в процессе повторения материала кто-то сразу смело может ответить, а кому-то из ребят надо время адаптироваться к ситуации, и их нельзя торопить, чтобы не спугнуть желание ответить.
Я не вижу особой разницы между первыми учениками и ребятами сейчас. Единственно, раньше была задача их чем-то занять, когда было необходимо, чтобы они посидели на месте хотя бы минуточку, то теперь иногда задача «вытащить из телефона» и наоборот привлечь к какой-либо активности"

- Среди Ваших учеников есть такая категория - подростки. Сложный возраст. Как Вы с ними взаимодействуйте? Как находите общий язык?

"С подростками - тот же принцип индивидуальности. Каждый уникален. И общего правила общения, мы не найдем. Приходится конечно учитывать, что в таком возрасте важнее – общение со сверстниками, выстраивание иных отношений со взрослыми, активная деятельность. Обязательно нужно учитывать мнение каждого подростка, лишний раз не предлагать свои советы, не боятся доверить какое-то самостоятельное дело – пусть будут допущены ошибки, но это будет их опыт. У каждого есть сильные стороны, способности, которые нужно развивать и на них опираться. Считаю, что главное - атмосфера добра, любви, дружелюбия, чтобы они хотели быть в воскресной школе, а пока они здесь находятся наша задача быстренько передать знания, опыт через активные дела, потому что, например подростковый клуб трудно посадить на урок, и монотонно учить. Приходится себя заставлять какие-то моменты и не замечать (если конечно это не переходит рамки), например: ребята думают, учитель не видит, как они что-то активно обсуждают во время репетиции, урока, но это не так – все видим. Просто ты понимаешь, что в этот момент для подростка действительно важнее, что-то обсудить с другом, чем слушать тебя. Это нормально, и надо к этому терпимо относиться"

- Дают ли Вам наши подростки стимул совершенствоваться еще больше, развиваться?

"Да, конечно. Приходится все больше совершенствоваться, узнавать что-то новое, быть в курсе чего-то нового из подростковой среды"

- Ксения Борисовна, дети с удовольствием ходят к Вам на уроки. И, готовясь к интервью, со своей детской непосредственностью спрашивают: Как Вы так делаете, что Вас все любят?)))

"Это самый неожиданный и сложный вопрос. Спасибо за такую оценку моей скромной деятельности. Ничего специально я не делаю, и даже не думаю об этом… Стараюсь быть справедливой, никого не обидеть словами или поступками, с уважением и вниманием относиться к каждому, готовлюсь к урокам так, чтобы было каждый раз интересно ребятам воспринимать материал. Надеюсь, это получается, если нет, то прошу прощения у всех, если обидела, не уделила внимание, прошла мимо…со стороны видно лучше, наверное…"

- Какая основная цель для Вас в преподавании в Воскресной школе?

"Все-таки радостная специфика Воскресной школы, в отличие от преподавания в обычной школе, на мой взгляд, это то, что Воскресная школа позволяет учителю дать ученикам не столько сумму теоретических знаний согласно программе, это важно конечно, но важнее, то, что есть время показать примеры, опыт, образцы и примеры поведения христианина, передать знания, любовь к Богу, к людям, к жизни. Ведь мы не можем совсем оградить наших детей от мира. На мой взгляд, важная задача в преподавании – научить наших детей нести слово Божие в современный мир, научить взаимодействовать с другими людьми, противостоять злу и насаждаемым рекламой, ТВ, сетью Интернет сомнительным, порой губительными для души ценностям, некоторые вообще не согласуются с жизнью православного человека; воспитать людей готовых постоять за веру, Бога, семью, людей не только словом, но и поступками. Примеры христианской жизни согласно Заповедям, Священному Писанию надо показать детям в раннем возрасте. Примеры эти должны быть им понятны. На каждом занятии, особенно вероучительных предметов, в конце урока на понимание материала, я задаю вопросы: «А какие примеры из нашей жизни мы можем вспомнить? Какой урок для себя из этой истории (притчи) мы вынесем? Мне очень нравится одна тема из предмета Основы христианской нравственности – социальное служение. Я обращаю внимание ребят на одну мысль. В любой профессии, которую вы выберете, вы должны быть с Богом, помнить о заповедях, помнить, что Господь наделил человека свободой, но вместе с тем и ответственностью за выбранные поступки, служить людям в любой профессии – и тогда в нашем государстве, в обществе будут врачи, которые самоотверженно лечат болезни, строители, которые качественно строят здания и сооружения и они безопасны, государственные деятели, которые распределяют средства на нужды людей, этот список можно продолжать долго, и я уверена, что если в нашем обществе будут вера, надежда любовь, православные люди, то будет мир и покой, а страна и люди будут счастливы. Донести эту мысль до детей, тоже думаю может быть целью"

- Как Вам кажется, зачем вообще надо обучаться в Воскресной школе?

"Для детей это, прежде всего, возможность получить знания о Боге, православной вере, цели и смысле жизни христианина, о жизни святых, истории Церкви, возможность научиться читать на церковнославянском языке, понимать язык богослужения – и эти знания в полной мере невозможно получить где-то еще. Эти знания необходимы для православного христианина. Более того, вряд ли, кроме Воскресной школы дети найдут столько общения со священниками, у которых особое слово о вере, иные подходы. Ну и конечно это иная среда общения для детей, с людьми одной веры, в которой просто необходимо находиться. Кроме вероучительной основы, сегодня наша Воскресная школа, еще и как сейчас «модно» говорить «территория творческого развития». Посмотрите сколько у нас интересных мероприятий и активностей, которые развивают творческие способности ребят – хор, рукоделие, театральная студия, уникальные занятия для мальчиков с настоящим мастером Олегом Александровичем, подростковый клуб, съемка фильмов, участие в Епархиальных мероприятиях, выступление на концертах, творческие конкурсы, опять же можно перечислять бесконечно. Воскресная школа – это большой помощник для родителей в деле православного воспитания детей. И сами родители всегда рядом, тоже получают новые знания и развивают свои творческие способности, общаются"

-Расскажите о своих коллегах?

"Я благодарю Бога за тех людей, которые рядом. Мне повезло с коллегами в Воскресной школе. О каждом преподавателе, руководителях могу сказать только много добрых слов и пожелать им сил, терпения, благополучия, помощи Божией в их нелегком труде. Спасибо им за то, что они всегда готовы оказать помощь"

- Ксения Борисовна, Вы поете в нашем церковном хоре. Поделитесь, пожалуйста, об этом.

"Приход в хор – это Промысл Божий, это служение, которое мне доверил Господь. Это действительно так. Ведь это определило значительный период моей жизни, если бы Господь не привел в хор нашего храма, то не было бы меня и в Воскресной школе, не было бы моей семьи, и сейчас хор это центр вокруг которого выстраивается повседневная жизнь. Историю о том, как я попала в хор нужно начать за много лет до этого события. Так сложилось, что я попала в детско-юношеский духовный хор «София», в далеком 1999 г.. В составе детского хора под руководством Ольги Карловны Русаковой, это была настоящая семья. Это друг, педагог с большой буквы. Она наполнила нас любовью к Богу, к людям, научила общаться – этой любовью сейчас и хочется делиться со своими учениками. Это был еще один «университет». Начиная от опыта выступлений на главных концертных площадках страны: в Кремлевском дворце, в Большом зале Московской консерватории, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, на площадках, г. Красноярска и края, участвовали в службах в храмах и монастырях (особенно запомнились службы в пещерах Киево-Печерской лавры, в 4 утра, когда пели всю Литургию; в Дивеево,), до поездок по России и за рубеж (Германия, Франция, Испания, Швейцария, США, Сербия, Черногория, Италия и др.). Наши репетиции были необыкновенны: при разучивании разбирали историю создания произведения, смысл, музыкальные особенности исполнения, а на воскресную репетицию приходил на беседу священник.
Однажды, мне позвонили и пригласили в хор в Храм Архистратига Михаила в Ветлужанке, сказав, что им нужны хорошие певчие. Так я оказалась в хоре, и вот уже 13 лет моя судьба связана с хором храма. Что касается сложностей, то их не мало, это, прежде всего большой труд, во всяком случае, для меня. За эти годы приходило в наш коллектив много людей с мыслью о том, что они такие хорошие певцы. На мой взгляд, нужно вообще про это забыть навсегда, и на каждой репетиции работать и работать. Может я и очень серьезно отношусь к процессу, в силу самодисциплинированности, но хор вносит коррективы и в повседневную жизнь – например, стараюсь избегать мест массового скопления людей (вот сейчас это актуально во время эпидемии), перед службой стараюсь настроиться, мысленно повторяю песнопения, читаю текст, стараюсь беречь здоровье и связки, главное еще и понимать, что ты не можешь подвести ребят из коллектива. Иногда спрашивают, «вы, наверное, испытываете на службе вдохновенность, особую благодать»… может кого-то разочарую, но думать на службе, что «ах, я сейчас так вдохновлена…» на это просто технически нет и минуты. При этом старание вложить эмоции в смысл текста, который произносишь, безусловно, присутствует, нельзя сказать, что совсем технически как роботы все делаем. Конечно уже после, ощущаешь какую-то тихую радость, молитвенное настроение, можно сказать и благодать. Ну и конечно, каждый раз я провожу для себя работу над ошибками, анализирую что получилось, что нет. Я очень люблю коллектив, который сейчас у нас, это надежные ребята, они не подведут. Большая честь для меня находиться рядом с Мариной Витальевной, она настоящий музыкант, композитор, ее талант вызывает восхищение. Многие песнопения звучат великолепно, только благодаря ее таланту музыканта и композитора. Для меня хор - это очень ответственное служение, поскольку, мы сами молимся Богу во время богослужений, помогаем другим в их молитве, и это никак нельзя делать равнодушно и безответственно"

- Ксения Борисовна, и напоследок, расскажите какой-нибудь интересный случай, связанный лично с Вами и с Воскресной школой, с храмом.

"Мало кто знает, что я тоже ходила в детском возрасте в Воскресную школу, занимались тогда в школе №10 (ул. Ленина) г. Красноярска. Но ходила я не долго, поскольку, когда начинали петь молитву «Богородице Дево радуйся», у меня лились просто потоком слезы. Взрослые спрашивали, что случилось, пытались успокоить. Я никак не могла объяснить им, что со мной. Просто это трогало душу. Но взрослые решили, что мне не нравится воскресная школа.
Во время строительства нашего храма каждый день наблюдала, как по кирпичику он поднимается ввысь, поскольку каждый день ходила по этой дороге в музыкальную школу"

От всей души благодарим Ксению Борисовну за уделенное нам время, интересную беседу и удивительные факты из жизни Воскресной школы и храма.

Да хранит Вас Господь и Матерь Божия!